Авиакатастрофа над Нетрубежем

Фото: colpna.ru

В одной из рабочих поездок в Крутовское сельское поселение от местных жителей услышала историю о том, что в послевоенное время над Нетрубежем разразилась настоящая авиакатастрофа.

Вначале подумала, что разбился какой-нибудь кукурузник и за это время заурядная история обросла несуществующими фактами и легендами. Все-таки заинтересовавшись, решила на месте разобраться, что же случилось в то далекое время.

По прибытии в Логачевку оказалось, что очевидцев осталось, к сожалению, совсем немного, однако нет ни одного жителя села, который бы по рассказам пращуров не знал об этой трагедии. Кто-то слышал, что на борту везли людей из эвакуации, другие рассказывали, как с неба буквально сыпались деньги, что явно говорило о состоятельности пассажиров.

Что же произошло на самом деле, нам рассказал один из старожилов села Алексей Иванович Прокопов.

— Точно помню, что случилось это на старый Новый год — 14 января 1946 года. Мне тогда было 16 лет, — вспоминает Алексей Иванович. — Некоторое время стояла оттепель, а в тот день сильно подморозило. Мы находились в школе, на перемене, когда услышали, как кто-то крикнул: «Самолет разбился!». Из-за холодов верхнюю одежду мы не снимали, поэтому сразу же помчались с одноклассниками в Пересекановку (именно там упал самолет, который все называли «Дугласом»).

Мы бежали и не могли поверить в случившееся, однако вскоре почувствовали резкие запахи бензина и гари. Поглядеть на рухнувшую авиамашину стремились все жители окрестностей, но самым первым очевидцем этого события была наша пионервожатая. Она шла в школу, когда услышала страшный гул и треск — это на части разваливался самолет.

Первое, что мы увидели, — левое крыло и какие-то части от двигателя. Они лежали прямо у кого-то в саду! Но самое страшное нас ждало впереди. Пройдя еще немного, мы обнаружили трупы людей, раскиданные по всему оврагу. Это было ужасное зрелище: десятка два окровавленных, разорванных на части тел мужчин и женщин. В кабине пилотов тоже ни одного выжившего. Возле сенец одной из жительниц лежал огромный мотор. Мы все удивлялись: как только он не попал в хату и не сломал ее! Говорили, что стоявшая в сарае корова упала замертво: от испуга у нее разорвалось сердце. Да и сама хозяйка долго страдала нервным расстройством.

Правое крыло самолета нашли в другом конце деревни.

Еще долго приходил в себя после увиденного: не мог ни есть, ни спать. Все думал о нелепой случайности, отправившей на тот свет несчастных пассажиров самолета. Ведь выжили во время войны, но погибли в мирное время!

Вскоре приехали люди, расследовавшие эту трагедию. Сначала хотели похоронить всех в общей могиле и поставить памятник, но потом тела увезли. Сейчас уже ничто не напоминает о том страшном дне.

Сельчане еще долго ходили по полю, искали ценные вещи, кое-кто находил деньги. Я тоже нашел пару бумажек. Тяжелое тогда время было, бедное — вот и не брезговали люди ничем: кто часы подберет, кто украшения. Части самолета тоже пригодились. Из алюминия плавили ложки и продавали их потом в соседних деревнях, чтобы хоть как-то заработать, прокормить семью. Одна семья покрыла железом от самолета сарай. А из шин делали подошву для валенок.

Нашли мы информацию об авиакатастрофе Ли-2 и в Интернете. Действительно, 14 января 1946 года самолет с бортовым номером Л4150 компании «Аэрофлот», перевозивший 17 пассажиров из Харькова в Москву, потерпел крушение близ села Нетрубеж. По официальным данным, через час и 17 минут после взлета произошло разрушение самолета в воздухе на высоте 150-200 м. Во время полета по маршруту, войдя в облачность на высоте 400-600 м, самолет подвергся интенсивному обледенению, вследствие чего потерял управление и начал стремительно падать, рассыпаясь в воздухе на части. Двадцать два человека, включая экипаж, погибли.

Раскрывая причины авиапроисшествия, следователи пришли к выводу, что таковыми могли стать погодные условия. Возлагают вину и на плохую организацию работы метеослужбы в аэропорту города Харькова. Возможно, экипаж не знал об опасности, вследствие чего не смог оперативно отреагировать на изменившиеся условия полета. 500 км не долетел Ли-2 до конечного пункта — аэропорта Внуково.

Ли-2 был военной версией пассажирского самолета ПС-84 (советским аналогом американского «Дугласа»), отличавшегося повышенной комфортабельностью, надежностью и отличными летными качествами. Во время войны стоял на вооружении дальнебомбардировочных полков и широко использовался в качестве ночного бомбардировщика.

Именно такой самолет привез в Москву акт о капитуляции Германии (полет выполнял экипаж А. И. Семенкова), а потом и Знамя Победы, которое водружали над поверженным Рейхстагом.

В послевоенные годы Ли-2 стал активно использоваться компанией «Аэрофлот», но после аварии, произошедшей в 1973 году вблизи аэропорта Ташауз, его применение в гражданской авиации прекратилось.

Ольга Титкова
Районная газета «За изобилие»

 
По теме
// Фото пресс-службы Губернатора Орловской области - Правительство Орловской области Соглашение о сотрудничестве при реализации инвестпроекта между Правительством  области и  ООО «Агропромышленный холдинг «Мираторг» подписали врио Губернатора Андрей Клычков и Президент агропромышленного холдинга Виктор Л
20.06.2018
 
Депутаты комитета по ЖКХ утвердили перечень мест для выгула собак на территории города - Городской совет народных депутатов Сегодня, 20 июня, на заседании комитета по ЖКХ депутаты приняли изменения в правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования «Город Орел».
20.06.2018
svetilnik - Администрация г. Орёл «Ростелеком» предоставил управлению коммунальным хозяйством (УКХ) города Орла график проведения работ в рамках мирового соглашения по энергосервисному контракту.
20.06.2018
Депутаты комитета по образованию, культуре и социальной политике одобрили бульвар Победы для установки бюстов героям-разведчикам Ивану Санько и Василию Образцову - Городской совет народных депутатов Сегодня, 20 июня, на заседании комитета по образованию, культуре и социальной политике, депутаты обсудили возможность установки бюстов на бульваре Победы героям-разведчикам Ивану Дмитриевичу Санько и Василию Ивановичу Образцову,
20.06.2018
Итоги дежурных суток - МЧС За прошедшие сутки пожарные и спасательные подразделения Орловской области выезжали 28 раз, из них 15 выездов – на ликвидацию возгораний и 13 – на различные происшествия.
20.06.2018 МЧС
В Орле при пожаре погиб человек - Орловское информбюро ЧП произошло минувшим вечером в Советском районе города. Возгорание в одной из квартир дома № 25 по улице Игнатова всерьез угрожало соседям, среди них также есть пострадавшие.
20.06.2018 Орловское информбюро
В Силикатном пруду утонул мужчина - vOrle.Ru Тело орловца извлекли сегодня утром. Сегодня, 20 июня, в восемь часов утра на единый телефон службы спасения "112" поступило сообщение от очевидца о происшествии на Силикатном пруду .
20.06.2018 vOrle.Ru
Мы уже писали о том, что Орловским литературным музеем И.С. Тургенева с художественным музеем АртДонбасс был задуман совместный проект передвижной выставки «Капля жизни», посвящённой 200-летию со дня рождения И.С.
19.06.2018 Орёл-регион
Орел болел за наших - Орловское информбюро Самая обсуждаемая сейчас тема – Чемпионат Мира и фантастическая победа российских футболистов.
20.06.2018 Орловское информбюро
Россия - OrelGrad.Ru Фото fifa.com Вечером 19 июня случился праздник — сборная России по футболу на домашнем чемпионате мира обыграла Египет со счетом 3:1 и на 99% гарантировала себе выход из группы.
20.06.2018 OrelGrad.Ru
Тем не менее они остались во главе турнирной таблицы.  «Славянское» неожиданно на выезде уступило «Змиёвке» - 0:2, а «Шаблыкинский район» и «Новосильский район» не смогли выявить победителя в очном противостоянии - 2:2.
14.06.2018 Орёл-регион